Как правильно фотографировать зимой

Техника съёмки в снежном царстве - советы от детского фотографа Юлианы Даниловой. Итак, пора разобрать нюансы самой зимней съёмки. В какое время суток лучше всего фотографировать зимой? Наверное, снимать можно в любое время. Но наиболее интересные кадры можно получить, когда солнце находится невысоко над горизонтом.

Стоит учесть тот факт, что, хотя в остальные сезоны снимать при полуденном солнце не рекомендуется из-за очень глубоких теней, зимой это правило не стоит соблюдать так уж строго. Вокруг снег, он очень хорошо отражает свет, и поэтому тени не будут столь глубокими, как в летний полдень, когда без заполняющей вспышки временами просто не обойтись.

Нюансы зимней фотосъёмки

Если вы выбрались на горнолыжный курорт и хотите запечатлеть вид с вершины — у вас получится замечательный кадр и без дополнительных приспособлений в виде ультрафиолетового фильтра, , который необходим плёночным фотокамерам. Но если вы действительно хотите передать всю синеву неба, то без поляризационного фильтра не обойтись. Этот фильтр в зависимости от угла его поворота сможет сильно увеличить насыщенность синего цвета неба, практически не затрагивая остальной части кадра.

Раз уж мы заговорили об экспозиции, затронем сразу важнейшую тему — экспокор-рекцию. Автоматика камеры не так совершенна, как человеческий глаз. Начинающие фотографы нередко замечают, что на их снимках снег получается не искристо-белый, а либо плоско-белый, либо серый. Можно потом исправить фотографию в графическом редакторе, но не всегда это приводит к удобоваримому результату.

Поэтому надо обязательно обратить внимание на точность оценки экспозиции камерой и помнить, если вы не используете специальные «зимние» программы экспозиции, что при съёмке снежных сюжетов автоматика вашей камеры почти наверняка ошибётся и вам придётся вносить экспокоррекцию. В пределах +1–2, а иногда и +3–4 ступени. Хорошо, что цифровые камеры позволяют тут же оценить результат съёмки и при необходимости сразу же внести правку.

Что важно знать про экспозицию при фотосъемке зимой

Зимой динамический диапазон снимаемой сцены сильно расширяется. Причина этого заключается в большом перепаде яркостей: в кадр могут попасть как яркий, подсвеченный солнцем снег, так и, к примеру, тёмные стволы деревьев.

Спросите меня - фотографа Юлиану Данилову - как сделать такой снимок, на котором при корректной экспозиции будут проработаны детали и в светах, и в тенях?

Первое, что можно попробовать, — использовать всё тот же поляризационный фильтр. Он может чуть притемнить небо, не давая ему засветить фотографию. Но сделать это эффективно он может лишь под углом 90° по направлению к солнцу. Если снимать по направлению солнечного света или чётко против него, поляризатор не даст такого явного эффекта.

Если вы хотите подойти к зимней фотографии ещё более серьёзно, можете купить градиентный фильтр. Выглядит он очень просто: это стекло с плавным затемнением — градиентом. Им можно затемнить как небо, так и снег. Такие фильтры делают на поворотном креплении.

Третий способ, который избавит фотографа от использования фильтров, - экспозиционная вилка. Многие модели камер имеют опцию серийной съёмки трёх или пяти кадров с экспозиционной вилкой. Позже, при обработке, эти кадры можно совместить на компьютере в графическом редакторе или специальной программе.

Чтобы полностью разобрать основные нюансы зимней фотографии, вспомним, как в погоне за гениальными кадрами нам может помочь вспышка.

Если вы снимаете портрет сноубордиста на горе в контровом свете — не забывайте активизировать заполняющую вспышку. Она нивелирует глубокие тени и сделает снимок ярким и насыщенным — почти точно таким, каким его видит человеческий глаз, динамический диапазон которого во много раз шире диапазона матрицы цифровой фотокамеры.

При съёмке в контровом свете не надо пытаться подсветить вспышкой весь снимаемый пейзаж. Её мощности попросту не хватит. Диапазон эффективного действия встроенной вспышки у цифровых камер редко бывает больше 5 м.

С экспозицией разобрались. Перейдём к не менее важным приёмам. Зимой в лесу после обильного снегопада на ветках деревьев остаются шикарные, пушистые снежные шапки, они пригибают ветви, делая лес завораживающим, сказочным, и так хочется передать очарование этой сказки.

Основная ошибка фотографа — фотографировать с близкого расстояния

Основная ошибка — фотографировать с близкого расстояния, снимать ветви снизу или впритык, чтобы «было лучше видно». Отойдите чуть поодаль — кадры сразу станут более естественными.

Если вы хотите сфотографировать зимний пейзаж, запомните несколько специфических правил. Первое правило — старайтесь избегать нерезких планов на зимних снимках. В зону резкости должен попасть как передний план, так и задний. Зимой легче получить резкий пейзаж, в солнечную погоду зимой снег настолько сильно отражает свет, что выдержки очень коротки. Следовательно, ничто не мешает закрыть диафрагму, и вы можете получить очень резкий снимок с максимальной глубиной резкости.

Если же света мало, а штатива с собой нет, всегда предпочтительнее сделать резким передний план и размыть задний, а не наоборот. Размытый передний план — это не то, что украшает зимнюю фотографию.

Что ещё сказать? Зима — прекрасное время для макросъёмки. Что можно снимать? Да абсолютно всё! Траву, которая после небольшого тумана покрылась инеем, опавшие листья, ветки, шишки, капли, сосульки. А если вы найдёте что-нибудь, застывшее во льду, и не пожалеете времени, чтобы поколдовать над снимком, ему цены не будет. Но самые яркие и запоминающиеся кадры зимнего макро получаются при игре на контрасте белого снега и яркого цветового акцента. Найдите в лесу куст какой-нибудь дикой ягоды с оставшимися на нём ягодками. Сфотографируйте одну чуть заиндевелую ягодку на белом фоне снега — вот это контраст!

Так что пора одеваться, готовить аппаратуру и идти за порог снимать зимнюю природу.

Вперёд — на мороз! А если есть желание сделать беременную фотосессию, провести фотосъемку детей, младенцев или новорожденных - звоните в фотостудию Юлианы Даниловой!

фотосессия девушек в студии Юлианы Даниловой